Анонс: Великопостный концерт в Белом зале Храма-Памятника в честь Всех Святых!

08.04.2016

14 апреля в Минске в Белом зале Храма-Памятника в честь Всех Святых состоится Великопостный концерт  мужского хора "Всехсвятский". Хор представит новый формат концерта! Великопостные концерты — уникальное явление русской музыкальной культуры, традиция их проведения прервалась в 1917 году.

В дореволюционной России в период Великого поста прекращались всяческие увеселения. Театральная жизнь замирала, а концертная жизнь, напротив, активизировалась. Первый Великопостный концерт состоялся в Санкт-Петербурге в 1764 году. Начало регулярным Великопостным сезонам положил Алексей Федорович Львов, директор Придворной Певческой Капеллы и автор музыки гимна «Боже, царя храни».
Великопостные концерты были адресованы великосветской публике, в противоположность демократическим университетским концертам. Их основной целью было представить светскому обществу образцы высокого искусства из мировой сокровищницы инструментальной, симфонической и хоровой музыки.


В Великопостный сезон проходило около десяти концертов в зале Дворянского собрания, в Большом и Михайловском театрах, в зале Придворной Певческой Капеллы. В 60-е — 70-е годы XIX века по своей насыщенности Великопостный сезон затмил все прочие события музыкальной жизни Петербурга.
Особый расцвет Великопостные духовные концерты получили в 90-е годы XIX века — первое десятилетие XX века. В концертах принимали участие лучшие хоры России — Придворная Певческая Капелла, Синодальный хор, ведущие архиерейские хоры. Специально для участия в концертах хоровые коллективы объединялись в сводные хоры (от 100 до 300 человек). Великопостные концерты проходили по всей России: в Петербурге, Москве, Владимире, Новгороде, Воронеже, Пензе, Саратове, Омске, Томске…
Великопостные концерты посвящались исключительно богослужебным песнопениям, поскольку Высочайшим повелением было запрещено «в публичных концертах смешивать духовную музыку со светской музыкой и оперной». В концертных программах раскрывалась история русского церковного песнопения, от средневековых распевов до произведений современных мастеров — Рахманинова, Гречанинова, Чеснокова, Кастальского.
Любопытный факт: на афишах и программах печатались примечания, например, «Аплодисменты не допускаются» или «Покорнейше просят публику в продолжение духовного пения не аплодировать». Наиболее важные литургические песнопения («Тебе поем» из Евхаристического канона или «Отче наш») требовалось слушать стоя, из благоговения к молитвенным текстам. Публика выражала одобрение и восторг возгласами «Спасибо», «Прекрасно».