«Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое»

11.04.2015

Великая Пятница – самый скорбный день в церковном календаре. В этот день верующие всего мира вспоминают Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.

В Великую Пятницу в православных храмах совершается Вечерня Страстной Пятницы с выносом Плащаницы, которая предваряет Утреню Великой Субботы с чином погребения Господа Иисуса Христа, которую называют еще «погребение Плащаницы».

Тело умершего Христа было обвито плащаницей – погребальными пеленами, пропитанными благовониями. В настоящее время она хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. В богослужебном воспоминании смерти Христа используют икону, изображающую Спасителя, лежащего во гробе. Вышивается либо пишется она на большом плате (куске ткани). По аналогии с погребальными пеленами Иисуса Христа эту икону также называют плащаницей.

Вынос плащаницы совершается в час смерти Иисуса Христа на кресте – в третий час Страстной Пятницы.  Первые же песнопения вечерни переносят нас к великим и страшным мгновениям, протекавшим у Голгофы. Последний предсмертный возглас Сына Божия, умиравшего на кресте, пронзает сердце нестерпимой болью: «Боже Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси».

При пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове покрыв положи» (Благородный Иосиф, с древа сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и благовониями умастив, в гробе новом положил) плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма. На середину Плащаницы кладут Евангелие.

Погребение Плащаницы начинается как плачь об умершем. Стоящие в храме находятся как бы у гроба Господня и созерцают Его смерть. После канона и великого славословия при пении "Святый Боже" и погребальном перезвоне колоколов Плащаница торжественно обносится вокруг храма в воспоминание погребения Христова, сошествия Его во ад и победы над смертью.

Службы Великой Пятницы и Великой субботы – вершина православной литургической традиции. Это не драматическое разыгрывание исторических событий смерти и погребения Христа и не ритуальное изображение евангельских сцен. Эти богослужения - глубочайшее духовное и литургическое проникновение в вечный смысл спасительных действий Христовых.

Христос умер нашей смертью – и с этого момента мы будем жить Его жизнью.

Фото: Олег Дыбов