Божественная Литургия и Чин великого освящения в день Крещения Господня

20.01.2017

В храме Иова Многострадального праздничную Божественную Литургию и Чин великого освящения в день Крещения Господня возглавил протоиерей Николай Суханович. Проповедь отца Николая.

— Всех вас поздравляю с праздником Богоявления, с праздником крещения Господня. Это особый день, это праздник Света, так его называют в богословской литературе.

Никому не секрет, всем известно со школьной скамьи, что без воды невозможна никакая жизнь. Но без воды не возможна не только физиологическая, плотская жизнь, но и невозможна жизнь духовная. Так Господь устроил, что благодаря воде и той Божественной благодати, через которую она насыщается, омовением этой водой человек очищается и входит в Царство Небесное.

Те из вас, кто внимательно читал книгу бытия, помнит, что как только была сформирована Земля, она была вся покрыта водой, и  как пишет Святое Писание: «…и Дух Святой носился над этой водою», сообщая этой воде особые Божественные дары, одним из которых дальше происходило творение всего живого на земле. Но после грехопадения грех разрушил природу человека, его душу, сознание, разрушил духовно-нравственные устои. И пришел всемирный потоп, чтобы разрешить мир от скверн и греха.  

Всего одна семья Ноя была достойной, чтобы быть спасенной.  Все те, кто не противился греху, погибли, не вразумившись даже перед этим страшным наказанием, которое спровоцировал сам человек.

Думаю, многие из вас смотрели фильм о воде. Вода имеет память, и, к сожалению, все окружающее реагирует на наше внутреннее с вами состояние. И вот опять человечество доходит до такого состояния, которое в молитвах именуется «последним временем» — заходит в  моральный, нравственный, духовный тупик. В такие «последние времена» пришел Иисус Христос.

Прежде чем он пришел на проповедь, в пустыне Иудейской, в Иордани появился пророк Божий, Предтеча. Он призывал к покаянию, омовению и очищению от грехов. Тысячи и десятки тысяч людей вняли его призыву, пришли на реку Иордан и там крестились покаянием. И вот приходит  Тот, о котором говорит Иоанн Креститель, что я не только крестить его недостоин, но и развязать ремни его обуви. И Сын Божий всем своим Божеством, окунается во всю ту греховность, которую поглощали воды Иордана, и Своим Божеством освящает эту воду.

Через это освящение воды мы сегодня имеем Таинство Крещения. И в этом таинстве каждый человек омывается от первородного греха, а если это взрослый человек, то в Таинстве Крещения омываются все грехи, совершенные им до этого момента, и его жизнь начинается с белого листа.

Господь  в жертву принес себя для того, чтобы каждый из нас мог избавиться от разрушающей силы греха и получить Божественную благодать, которая нам многим дает возможность восстанавливать свое богоподобие и быть чадами Божиими, и приходить в здравие духовное и телесное.

Я думаю, что каждый из нас тоже должен совершить ответную жертву во имя Христа. И эта ответная жертва заключается  в том, что мы не только будем чествовать праздник, посещать храм, стоять там, как свеча, не только исполнять молитвенное правило, но будем жить живой духовной жизнью, жизнью, пример которой нам показывает Сам Господь. Жизнь, которая будет идти в соответствии со всеми заповедями и Божьим словом,  что даст нам возможность быть чище, а поэтому и ближе к Господу.

Святые отцы, например, человеку, который подходит к таинству крещения лукаво, безрассудно, не понимая, что он делает, говорят: «Если человека насильно крестят, то на небе он остается некрещеным» (конечно, это речь идет не про младенцев, потому что за них обязанность воспитывать в христианской вере и благочестии берут родители и крестные).  

Поэтому правильное понимание, а понимание приходит от знания, от знания Священного писания, святоотеческой литературы, правил церковных — это наш личный труд и участие.

Нужно всегда помнить слова Христа, который говорил о Том, что Царство Божие нудится, то есть силой берется, и предпринимающие эти усилия восхищают его. И если мы не будем применять усилие, стараться что-то узнавать, работать над собой, рассматривая свою духовную жизнь, а не только материальные помыслы, тогда, к сожалению, возникают вопросы «почему я 20-30 лет нахожусь в Церкви, и не имею духовного развития, духовных подвижек. Потому что религиозность во мне внешняя и обрядовая.

Поэтому я желаю вам духовной трезвости, и чтобы мы не воспринимали дары Божии: взял и положил в карман, а чтобы рассматривали, изучали, вникали, чтобы думали о сути своего земного пребывания, знали, что такое духовная жизнь и как на нее настроится, а через все  это становились сынами, дочерьми, детьми Божиими и сонаследниками Царствия Небесного.

Сегодня мы в очередной раз освятили водное естество. Оно освящается по всему миру. В Великой ектеньи и в молитве мы просили, чтобы Господь этой водою, которая является проводником Божественной благодати, очищал наши души, укреплял наше физическое и душевное состояние, чтобы имели возможность окроплять наши дома и не просто изгонять нечисть, но понимая, что все сложное начинается с нас самих, и сами исправлялись, сами становились источниками добра и света.