Успение Божией Матери и благословение с Афона

29.08.2016

Успение Пресвятой Богородицы – праздник опыта жизни. Чем человек старше, тем больше смыслов раскрывается перед его умственным взором в этом празднике, тем понятнее становится и ближе. Человеческую душу увлекает та небесная чистота и недостижимая высота духа, которыми жила Пресвятая Владычица. 

Иерей Антоний Котельников на проповеди за Поздней Божественной Литургией в храме Иова Многострадального размышлял о чуде жизни и Успения Пречистой Девы Марии.

- Успение для нас с вами время соединения смерти и воскресения Божией Матери.  Так об этом говорят многие богословы, столпы Церкви. Это воскресение Божией Матери стало возможным не вследствие просто механического акта, даже не вследствие того, что Господь пришел на землю, искупил нас, сошел во ад и воскрес. А вследствие того, что Она сама, Пречистая, при жизни душей так соединилась с Богом, что ни плоть, ни умерщвление не смогли ее удержать. Но как же так, спросим мы, как она могла прожить без греха? Кто ее наставил? Ведь самые первые из нас, сотворенные первыми, уже преступили закон. Они, будучи окруженные всем необходимым для того, чтобы противиться злу, согласились на призрачные искушения.

А в Её дни уже большинство было подвержено скверне, а то меньшинство, которое осталось, само нуждалось в назидании. Ведь сегодня мы с вами имеем большие, чем были у них, спасительные средства в таинствах исповеди и причащения, да и перед нами сам пример нашего Спасителя.

Божия Матерь непосредственно усилием своей души сумела сохранить жизнь от греха, сумела вернуть душу непорочную, которую получила от рождения. И вся жизнь ее чудо: её рождение чудесно, и введение во храм, и пребывание во храме в Святая Святых, и чудесно благовещение, и рождество Господа. Вся Её жизнь без греха становится сплошным чудом. И венцом этого чуда является успение, которое мы здесь видим на плащанице, где Господь принимает Её чистую душу. А ведь это и есть состояние рая!  Смерть, которая до этого была всегда непосредственно наказанием за первородный грех, сегодня для Божией Матери становится наградой.

В Уделе Божией Матери на земле Успение Пресвятой Богородицы считается всеафонским праздником и с глубочайшим благоговением и торжественностью отмечается во всех обителях Святой Горы.  Но особо почитается оно русским монашеством, ведь первой древнерусской обителью на Афоне, и в целом на христианских и русских землях, стал Свято-Успенский монастырь «Ксилургу», построенный по распоряжению князя Владимира Киевского и его супруги Анны Греческой.

Чуть позже преподобный Антоний, «начальник русского монашества», по возвращении с Афона воздвиг Киево-Печерскую Лавру. Соборный храм он посвятил Успению Божией Матери, символично создав духовную проекцию Афона, вручив Русь попечению Богородицы.  С тех пор во всех крупных монастырях Святой Руси по традиции главные храмы были Успенскими. И у нас, в Беларуси, наш древнейший центр монашеской и духовной жизни – Свято-Жировичский Успенский монастырь.

Вспомнилось об этом, потому что на праздник настоятель прихода протоиерей Федор Повный прибыл с трапа самолета, прилетевшего со Святой Горы. Отец Федор спешил в свой приход, чтобы возглавить Божественную Литургию и поделиться с прихожанами праздничной радостью и вестью, что продолжается тысячелетняя традиция иноческого послушания, молитвы и духовного подвига.

— Если мы говорим и размышляем сегодня о вере, о церкви, о духовной жизни, могу сказать и подтвердить – эта духовная жизнь есть. И пока она теплится, мир будет существовать, вселенная не разрушится, — сказал батюшка с амвона. — На Святой горе прикасаешься к подвигу монахов, схимников и подвижников (и часто это и молодые люди), которые отказавшись от всех земных красот и благ, удалились и отдали себя всецело молитве и духовному деланию. Их подвиг и милость Божия, которая дает нам прочувствовать его,  для нас с вами, живущих в мире суть свидетельство и подтверждение того, что Матерь Божия своим ходатайством, своим покровом, своим благословением даст каждому из нас силы и крепость здесь, в миру, спасать свои души и духовно возрастать.

Состояние присутствия благодати Божией не возможно передать словами. Его можно лишь пережить. Всякий раз, покидая Святую Гору, я благодарю Царицу Небесную за то, что душа чувствует эту благодать, что она реальна, что она пребывает на афонской земле.

Там Воздух пропитан молитвой. Вдыхаешь его и чувствуешь эту молитву. И удивительное явление: над вершиной Святой Горы в любое время, в любую погоду находится облако — оно меняется, кажется, что исчезает, а потом вновь появляется — как, на мой взгляд, свидетельство непрекращающейся, неиссякаемой молитвы в Уделе Божией Матери на земле.

И пусть Матерь Божия в радости своего Успения не оставляет нас своим предстательством перед Сыном своим и Богом нашим, и Её небесный Покров пребывает со всеми нами.

Те из прихожан, которые провели этот воскресный праздничный день в размышлениях об Успении, вместе с Богородицей, вечером пришли на чин Погребения Божией Матери, чтобы потрудится в молитве и хоть на немного приблизится к подвигу, который еженощно несут послушники Божией Матери на Святой Горе Афон, молясь за весь мир.

Фото Олега Дыбова