Воспитать поколение мира

05.03.2016

Круглый стол

Обычная минская среднеобразовательная школа № 70 им. Гуртьева 02 марта пыталась решить глобальную задачу: как воспитать поколение Мира. В серьезном разговоре участвовали директор школы – молодая энергичная Евгения Вениаминовна Рудова, ее заместители Елена Александровна Смолина и Лилия Владимировна Филиппова, обсуждали нелегкий вопрос лучшие педагоги гуманитарных предметов и начальных классов.

Круглый стол был международным. Решать поставленную задачу помогали Александр Николаевич Кондряков, президент Международного педагогического клуба из Киева, Ирина Николаевна Авдеева, проректор по непрерывному образованию и внеучебной работе ФГАОУ Севастопольского государственного университета и Валерия Евгеньевна Храброва, директор дополнительного профессионального образования ФГАОУ Севастопольского государственного университета.

Кроме того, состав собеседников был бы неполным, если бы не было представителей культуры — поэтессы Валентины Петровны Поликаниной, представителя Православной Церкви — протоиерея Сергия Евтушика, и представителей нового поколения — школьниц Виолетты, ученицы 10 «А» класса и Ульяны, ученицы 7 «А».

Тема круглого стола сложна и своевременна, когда наш маленький земной шарик разрывают на части и делят между собой люди. Так он не достанется никому, если человечество не поймёт, что надо жить и пользоваться полученным даром вместе.

Кто, как и когда?  На кого возложена миссия воспитателя, как это сделать, и с какого возраста начинать воспитание? Эти три вопроса волновали собеседников. 

Педагоги утверждали, что осознанное понимание появляется у детей с шести лет, и тогда школа играет роль и может формировать мировоззрение ребенка благодаря непрерывному воспитательному процессу, интегрированным урокам, связывающих предметы между собой и показывающих целостную картину мира. Через уроки, на которых дети проявляют свои разнообразные таланты и учатся видеть их у других, и принимать их… Через связь истории с современностью и вовлечение школьников в обсуждения, активную социальную деятельность и международные проекты, через привитие навыка широко мыслить, умения находить общее как основу для сближения. 

Галина Петровна Поликанина считает, что воспитательный процесс нужно начинать с утробы матери. В самом раннем возрасте закладываются ценные нравственные качества человека, которые и позволят детям стать новым поколением Мира. Поэтесса имела опыт общения с молодыми женщинами в тюрьмах. Она рассказала, что более благодарной аудитории не находила. Души потерянных женщин распахнуты навстречу добру, они тоскуют по чистоте. И если бы предыдущее поколение детей, поколение этих несчастных, не было потерянным и оставленным, то, возможно, они стали бы хорошими матерями и женами…

Хоть милость непростое бремя,

о ней нам стоит говорить.

Все надо делать своевременно

Жалеть, хвалить, благодарить.

Сила времени — на стремени,

И чтобы не обрывалась нить,

Все надо делать своевременно

Молиться, веровать, любить…

Семья или школа, кто главнее в воспитании? На каверзный вопрос отвечал отец Сергий.  Он высказал мнение, что в настоящее время ведущие позиции в воспитании занимает школа. Она старается держать высокую планку, уча детей доброте и патриотизму. В школах проводится много интересных мероприятий, в отличие от многих семей, где родителям не удается даже по душам поговорить с детьми в силу занятости, равнодушия, неумения или потери авторитета. Батюшка считает, что сейчас семьям нужно подтягиваться за школами. Всё заложенное в детях идет из семьи. Если воспитание станет обоюдным делом, то результат работы не заставит себя ждать. 

И хотя педагоги сейчас на передовой воспитательного процесса, однако поколение мира не вырастет без того, чтобы сами учителя становились людьми мира, принимающими разные точки зрения, вписывающиеся в их установки и педагогические методики или отличные по своему видению. Такую точку зрения аргументировано провела Ирина Николаевна Авдеева. Нужно с равных дискуссионных позиций говорить с детьми и не раздражаться, если дети не принимают что-то, допускают ошибки в своих взглядах. Ошибки – это классно, считает она. Они дают широкое поле для действия учителя, который может собрать весь свой опыт и применить лучшие свои  человеческие черты характера, чтобы попытаться доказать истинность своего утверждение, не подавляя личность ученика.

Ведь любая критика или мнение, которое разнится с нашим, всегда вызывает невольное раздражение, и в этом случае притворится мирным нельзя, как бы мы не скрывали свои чувства. Мирным можно только быть, совладав, прежде всего, со своим негативом.

Другой интересный аспект затронула Валерия Евгеньевна Храброва — без патриотического стержня не вырастет человек мира, гражданин, ответственный за свою родину, народ и историю. Будучи хорошими людьми, многие студенты сейчас стремятся на  факультеты иностранных языков. Их мотивация – выучить язык и уехать за границу.   

Всё же, главная роль воспитателя принадлежит маме, убежден Александр Николаевич Кондряков. А вот когда нужно в девочках воспитывать будущих мам это открытый вопрос: с яслей, садика, школы? Но на данный момент нет ни одного курса, ни одного урока, на которых бы девочкам говорили о прекрасном предназначении женщины воспитывать своих детей в мире, любви, красоте и заботе о друг друге.

«Знаю»

В этот день Александр Николаевич лично сделал реальный шаг, чтобы объединить детей в одно поколение мира. Он привез игру  «Знаю». Игра о русской культуре, о русском языке, истории и литературе. Это та основа, на которой выстраивался менталитет славянских народов, в этом их общность и платформа для сотрудничества.

Почему игра – это действенный шаг? Потому что финалисты со всех стран-участниц будут проводить суперфинал в латвийском детском лагере на берегу Балтийского моря. Даже там они будут вести дискуссии о культуре, дружбе, взаимодействии и, гавное, получать удовольствие от совместного общения и отдыха.  

Эта игра проходит уже десять лет по инициативе Международного педагогического клуба и поддержке общества всеукраинской общественной организации «Русская школа». С прошлого года в игру вступила Беларусь. Всего в  ней участвуют около 15000 школьников и 1000 студентов из России, Украины, Беларуси, Швеции, Латвии, Грузии.

 «Мы хотим не заменить учителя, а помочь во внеклассной работе. Игра – отличная  возможность отметить каждого участника, найти в нём хорошее, вселить веру, что он умный и имеет большое будущее. Убедить, что знание всегда хорошо, а в сегодняшнем мире ещё и выгодно».

 Каждый участник перед тем, как вскрыли конверты с заданиями, получил ручку, которая пишет без ошибок. А финалистам наградой стала книга – самый ценный подарок во все времена. Главный приз для единственного победителя этого состязания – участие в финале игры в Севастополе, где на кону может стоять студенческий билет в один из Российских вузов.

Игра живая и не обременительная: 21 вопрос на 15 минут, и затем еще два тура веселой разминки ума, каждый не дольше нескольких минут. Дети видели, насколько удача, везение и быстрая реакция были главными, не только эрудированность, а поэтому не было обид, а только позитивные эмоции.  

Концерт учащихся СШ №70, подготовленный для мам и девчонок-школьниц, начавшийся сразу после завершения игры, добавил удовольствия в этот необычный день обычной средней школы.   

К слову сказать,  всеукраинская общественная организация «Русская школа» проводит много интересных программ, фестивалей и конкурсов, в которых может принимать участие каждый. С ними можно ознакомиться на их сайте.  

 

Мост Севастополь-Минск

Гости из Севастополя накануне круглого стола побывали в Храме-Памятнике на экскурсии. Ирина Николаевна рассказала о себе и своем городе:

— В сфере нашего кураторства – программы воспитания: духовно-нравственные, гражданско-патриотические и историко-патриотические. В Севастополе всегда эта компонента общества была сильна, и сейчас, в связи с «переездом» в Россию, она обрела новое дыхание. Правительство города утвердило программу на 2016-2020 года по воспитанию школьников. Руководителем программы является сам губернатор. В ней задействованы образовательные организации, департаменты социальной политики, и весомый вклад вносит Севастопольская Епархия, особенно приходы Херсонеса. Программа поликультурна, ведь в Крыму проживают татары, болгары, караимы и другие национальности, но базируется на православных ценностях, русском языке и истории. Русский патриотизм для Севастополя является основой менталитета. У нас дети очень патриотичны, это отмечают многие, когда приезжают к нам. Видно, что они любят свой город и его историю.

Я счастлива, что побывала у вас. Мне импонирует ваш подход к истории, такое заинтересованное деятельное и неформализованное участие и внимание к этому делу. Настолько тёплое и святое отношение, которое нам надо тоже поддерживать. Я буду рада, если удастся создать мост содружества между Севастополем и Минском.

 

Екатерина Ефимович