Зачем вознесся Господь?

29.05.2020

Зачем вознесся Господь? Отчего Он не остался жить посреди нас, являясь нам, назидая, чудотворя, над нами? Отчего – повторяя вопрос апостолов на пути  – во время сие не восстановил Он царствие Израиля? эти вопросы подсказываются лишь нашей слабостью, стремлением опереться на внешнею силу, но не нуждами нашего спасения. Господ же пришел спасти нас от власти мира, но не отдать нас в нее окончательно. И вознесся Он также, как и воплотился, ради нашего спасения, в его исполнение. К тому была внутренняя необходимость для завершения дела Христова в Его вочеловечении. Господь не мог оставаться на, земле долее того 40-дневного срока, в который совершалось таинственно окончательное прославление и приуготовление к Вознесению Его воскресшего Тела. Как сорок дней готовился Он в пустыне к земному Своему служению, так сорок дней протекли и до Его Вознесения. Доколе Господь оставался на земле, не было еще завершено дело спасения и обожение человеческого естества. Господь пришел «яже на земли соединить небесным» (кондак), для этого Он сошел с небес и воплотился от Девы Марии, но, будучи истинным Богом, «един сый Святыя Троицы», Он имел пройти и обратный путь Своего нисхождения. Небеса, открывшиеся для Его схождения к твари, должны были открыться и для обратного восхождения Плотоносца. Если бы Господь пребыл на земле и не возвращался бы на небо, это означало бы, что человеческому естеству нет дороги в небесное, и Приявший его тем отделился бы от Святыя Троицы, как бы оставшись бессильным обожить и прославить человеческое естество. К таковой хуле ведет мысль малодушная. Но Сын Божий получил «власть над всякою плотию. да всему даст Он жизнь вечную» (Ио. ХVII, 2), а посему и молит Он в первосвященнической молитве Отца, «да прославишь От Его славой, которую имел Он у Него прежде создания мира» (ХVII, 5). Это сказано о грядущем Вознесении. «Ныне же к Тебе иду и: сие говорю в мире, чтобы они имели в небе радость совершенную» (Ио. ХVII, 13), — радости Вознесения.

Вознесение на небо и одесную Отца сидение означает полное и окончательное спасение и обожение человеческого естества: нет разделения небесного и земного, ибо в небесах сидит на престоле Бог, носящий человеческую плоть. Вознесение есть сила Рождества Христова, ибо знаменует  нерасторжимость божеского и человеческого естества. Вознесение есть сила Воскресения, которое не завершилось бы, если бы Воскресший не обрел Себе власти вознестись на небо с пречистою Своею плотью. Вознесение есть прославление человеческого естества: «и славу Твою, которую Ты дал Мне. Я дал им... Отче, которых ты дал Мне хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал мне, потому что возлюбил Меня прежде окончания мира» (Ио. ХVII, 24). Вот что означает в любви Божией к миру вознесение Христово. Но не только завершение искупительного дела Христова соделывает Христово Вознесение, но оно пролагает путь к схождению в мир Духа Утешителя, к созиданию на земле Церкви Христовой. Вознесение есть основание и предварение Пятидесятницы, «Господь вознесся на небеса, да пошлет Утешителя миру» (стихира на Господи воззвах). Господь предварял на Тайной Вечери учеников Своих: ”уне есть вам, да Аз иду. Аше бо не иду Аз. Утешитель не придет к вам: аще же ли иду, послю Его к вам» (ХVI, 7)…

Возносясь Господь оставлял мир и человеческий род иными, нежели они были, когда Он к ним нисходил. Земля та тогда была земля проклятия, и род человеческий — чада гнева. Но эта земля носила Его, зрела Преображение Его, хранила Его тридневно в недрах своих и просветилась Воскресением Его. И роду человеческому дана область чадом Божиим быти, верующим во имя Его (Ио. I, 12). Благословение Божие дано творению: ”извед же их вон от Вифании и воздвиг руце Свои и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо» (Лк. ХХIV, 50 51). Господь вознесся благословляя: Он благословил учеников Своих и в их лице род человеческий, Он благословил земли и воды, воздух и все исполнение их. И это благословение почиет на мире, спасенном, искупленном и снова благословенном. Мир помнит и хранит это благословение.

Ученики Христовы проходили долгий и трудный путь, приведший их вместе с Учителем к горе Вознесения. Было время, когда они, хотели построить три кущи, чтобы там удержать Его и остаться с Ним. Было, когда они, ужасаясь перед грядущими страданиями, в страхе и смятении покинули Его, предавшагося в руки грешников, и по смерти Его пребывали «плачущими и рыдающими», так что Сам Господь, явившись им, «поноси неверствию их и жестосердию их» (Мк. ХVI, 10, 11), и с трудом преодолевалось сомнение их даже при явлении Воскресшего (Мф. ХХVIII, 17). Но за эти сорок дней, когда «Он являлся им и говорил о Царствии Божием» (Д. А. 1, 3), отверзая им ум разумети писания (Лк. ХХIV, 45), Господь возвел их к высшему постижению путей Своих и приуготовил их к Вознесению Своему, к последнему разлучению. Правда, как последний отголосок угасших мечтаний, еще звучит вопрос их, когда Он предварял их о наступающем крещении Духом Святым: «не в это ли время возстановляешь Ты Царство Израиля?» и строгим отклонением самого вопроса, — «не ваше дело знать времена или сроки» — явился Его ответ. Но это была уже бледнеющая тень прошлого, последнее искушение, через которое перешли ученики. И когда Господь вознесся, и вместе с Вознесением должна была угаснуть последняя надежда на земное царство, «тии поклонишася Ему и возвратишася в Иерусалим с радостию велиею» (Лк. ХХIV, 52), они возросли уже до радостного разлучения. Они лишились земного явления Христа, для того, чтобы встретить Его и чаят Его в небесах, согласно реченному им двумя мужами в белой одежде: «сей Иисус, вознесыйся на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его, идуща на небо» (Д. А. I. II).

Когда мы взираем на небо, душа наша расширяется и помышляет о горнем. Она чувствует в небесах след возносящегося Господа, она помышляет со страхом и трепетом, но и радостию велиею о грядущем явлении Его. Молитва наша, верою собравшихся днесь у горы Елеонской, да будет едина с первенствующей Церковью, единого чаявшей, — пришествия Господа: Ей, гряди, Господи Иисусе! Вознесыйся на небо, Господи! Научи Сам нас молиться о Твоем пришествии, пошли Духа Твоего, вопиющего в сердцах наших, воспламени любовию Твоею. Научи взывать Тебе: Ей, гряди, Господи Иисусе!

Прот. Сергий Булгаков. 1925 год