Содействие духовному возрастанию молодежи в контексте задач церковной библиотеки | Дом милосердия. Социально-реабилитационный комплекс Всехсвятского прихода города Минска

Содействие духовному возрастанию молодежи в контексте задач церковной библиотеки

IV Форум библиотекарей Беларуси «Гуманитарно–просветительская деятельность библиотек в контексте общечеловеческих ценностей и белорусской государственности» Минск, 15-17 сентября 2015 г.                                                                    
«Наша главная задача -  научить

молодежь правильному различению

добра и зла, истинному милосердию

и донести молодежи информацию

о красоте и силе православной

цивилизации и культуры».

 Кирилл,  Святейший  Патриарх Московский и  всея Руси

Вся современная цивилизация направлена на отвлечение внимания человека, особенно молодого, от самого себя, от своего сердца. Материалистическая культура уводит молодежь от истинных духовных ценностей, предлагая ей бесконечные развлечения и мелочные заботы о материальном благополучии. Происходит замена христианских ценностей на иные, духовное подменяется душевным и внешним.

Результатом является погруженность в суету и духовная лень.  В жизни большинство людей руководствуется простыми и доступными правилами. Все знают, чем грозит нарушение законов физических, а тем более уголовных. Материальный закон прост и очевиден: буква пропущена – смысл слова меняется, цифра пропущена – расчеты неверные получаются, вот вам и авария.

Мы забываем, что есть и духовные законы. А  если нарушается закон духовный?! Тут такая авария может произойти!  Настоящая духовная катастрофа, разрушающая все основы жизни!  К сожалению, последствия попрания духовных законов не для всех так ясны, как следствия нарушения законов земных.

 Афонский старец Паисий Святогорец (канонизирован Константинопольским Патриархатом 13.01.2015г.), наш старший современник, неустанно повторял: «Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свой город, свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего и естественно, что Родины своей он не любит, потому, что Родина это большая семья. Я хочу сказать, что все начинается с этого.  Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьей, ни с Родиной» (1, с. 35).

Сегодня расширение диапазона интересов молодежи приобретает  не только духовную, но и государственную значимость.  Поэтому, одна из задач библиотеки нашего прихода - поделиться знаниями и сокровищами отечественного духовного и культурного наследия.

Смысл работы с подрастающим поколением можно выразить словами одного из вселенских учителей святителя Иоанна Златоустого:  «Молодое поколение -  основа  будущего нашего  Отечества Небесного».

Живое, горячее слово, полное понимания и любви, поворачивает молодых ко Христу, к вечным ценностям жизни, к тому, без чего она теряет смысл.  

И целью работы библиотеки является содействие духовно - нравственному возрастанию личности, укрепление у молодежи  добрых навыков христианской нравственности, чтобы она смогла стать «духовной дружиной ревнителей веры». Прежде всего, в своей работе библиотека стремится донести до сведения своих читателей, что научиться милосердию и вниманию, покаянию и молитве нам помогают творения и жития святых угодников Божиих. Словно путеводные маяки в бушующем житейском море, святые отмечают нам спасительный берег. Идя на их свет, мы знаем: где они, там Христос – Путь, Истина и Жизнь.

Большой воспитательный заряд и помощь в достойном выборе жизненного пути несут также духовные творения авторов XIX и XX века:

-афонского старца Паисия;

-святителя Луки (Войно-Ясенецкого);

-святителя Николая Сербского;

-архимандрита Фаддея Витовницкого;  

-священников А. Торика, В. Тулупова, С. Николаева, Я. Шипова,  Е. Санина, А. Ананичева;

-мыслителей  и  философов И. Ильина,  А. Рогозянского, К. Победоносцева, К. Ушинского;  

-духовная проза Н. Гоголя, Ф. Тютчева и др.

Эти книги помогают правильно определить свое  место и решить многие проблемы, они являются сокровищами духовной мудрости и содержат разъяснение различных ситуаций, происходящих с нами, в обществе и в мире.

Для  читателей и гостей библиотеки привлекательными и поучительными стали многочисленные выставки: «Духовное наследие Святых», «Быть верным Богу», «Духовные маяки», «Из тьмы веков сияют лики», «Сияние Святых Божиих», «Небесные помощники и заступники», «Небесные граждане земного Отечества», «Светильники веры: Жития Святых» и др. Внимание к их экспозиции усиливали видео-презентации и библиографические обзоры.

       

Выставка «Родные  святые»                              У выставки «Родные  святые»        

Как показала практика, наиболее действенной формой работы нашей библиотеки являются катехизические беседы-презентации, оказывающие большое эмоциональное воздействие сочетанием информации об удивительной жизни-подвиге святых с аудио-видео материалом. Беседы, подготовленные для молодежной аудитории, с большим успехом воспринимались и взрослыми посетителями библиотеки. Многие из них настоятельно просили выступить в их коллективах. Так, например, случилось с катехизической беседой «Радость моя! Христос Воскресе!»,  о святом преподобном Серафиме Саровском, имевшем совершеннейший дар любви и проникновения в самые глубины человеческой души.

   

Книги - призеры читательских симпатий    Выставка «Причастники Божественного Света»

Мне хотелось бы вкратце ознакомить вас с этой беседой. Мир во все  века вопрошает Церковь Христову об Истине и ответом Церкви на искания мира являются Божие святые. В XIX веке явил народу пасхальную радость старец Серафим,  Саровский чудотворец - великий молитвенник и утешитель. Имя  преподобного Серафима принадлежит к самым дорогим, к самым светлым именам русских святых! 

Один из агиографов (жизнеописателей)  преподобного Серафима, В.Н. Ильин – богослов и литургист, церковно – общественный деятель (4, с. 223)  - замечает:

«Он не пришел к подвигу из-за какой-нибудь внешней катастрофы или вследствие внутреннего перелома; внезапного  неожиданного «озарения» и т. п.  Определить его отношение к подвигу можно так – монах от чрева матери.  Все говорит о том, что преподобный Серафим  был одним из совершеннейших  представителей человеческой породы. Хороший рост, значительная физическая сила,…исключительная воля, благолепная в высшей степени располагающая к себе наружность,  обширная память и исключительный, светлый  ум…» (4, с. 20).

Величайший русский святой родился в древнем Курске 19 июля  1759 г. в семье зажиточного купца Исидора Мошнина. В крещении он получил имя Прохор. Жизнь  родителей проходила под знаком храмостроения. После смерти мужа в 1762 г. жизнь благочестивой Агафьи заполнили заботы о воспитании трехлетнего сына и завершении стройки каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери по проекту архитектора Растрелли.

Крестный ход в Курской губернии.  Худ. Илья Репин

Детство и отрочество Прохора протекало в среде, благоприятной для его духовного развития. Уже с первых лет его жизнь была отмечена знамениями милости Божией. В семилетнем возрасте мальчик по неосторожности упал с самого верха строящейся колокольни, но чудом остался жив и невредим. Через три года, во время тяжелой болезни, на грани жизни и смерти, Прохор увидел в видении Пресвятую Богородицу, которая ласково обещала исцелить его. В скором времени в Курске состоялся большой крестный ход с чудотворной  Курской  Коренной иконой  Пресвятой  Богородицы  «Знамение»,  которою ежегодно освящался город.                         

На этот раз  традиционный маршрут из-за дождя волею Богородицы был изменен и прошел через двор Мошниных. Окрыленная верой  мать  поспешила вынести больного сына и приложила его к чудотворной иконе. С этого мгновения мальчик стал выздоравливать.

 

Курская Коренная икона Божьей Матери «Знамение», по молитвам к которой исцелился преподобный Серафим в детстве.

Неиссякаемым источником благодатной Божией помощи стала она для жителей курской,  и драгоценной святыней для всей русской земли. По преданию, икона Божией Матери «Знамение», названная впоследствии Курская Коренная, была чудесно найдена 8 сентября 1295 г. при корне дерева в лесу, выросшем на месте разоренного татарами Курска.Духовное  созревание юного Прохора подвигалось  необычайно быстро: к 18 годам у него сложилось твердое решение  посвятить  всю свою жизнь Богу. Глубоко религиозная мать благословила его на этот путь. Предварительно для поклонения   мощам первых русских монахов Антония и Феодосия Прохор отправился в Киев. Там он получил благословение на иноческий подвиг в Саровской обители.

Прохор вошёл в Саровскую обитель в канун праздника Введения в храм  Пресвятой Богородицы 20 ноября 1778 года. Примечательно,  что в этот год было закончено в Курске строительство каменного  храма, которое было начато его отцом.

Саровская обитель основана в 1692 году иеромонахом Исаакием  (в миру и схиме Иоанн).

Находясь в келейном послушании у старца, ревностно исполняя все монастырские правила,  уставы и различные братские послушания,  будущий Саровский чудотворец всегда был весел. «Веселость, – говорил он, – отгоняет усталость…». В свободное от молитвы и послушаний время Прохор занимался чтением Священного Писания, святоотеческой, аскетической  и житийной литературы.  «Но это было не просто чтение, а  особый духовно-молитвенный метод,  вникание, внедрение в читаемое, особого рода аскеза» (4, с. 25). Благодаря неустанному чтению и острой исключительной памяти он был как бы пропитан свидетельством Священного Писания и Святых Отцов. Хотелось бы подчеркнуть, что уже в этот период исключительное воздержание в пище и сне составляет отличительную особенность его жизни: он ел один раз в сутки, очень мало. По средам и пятницам вообще ничего не ел.

Послушник Прохор  удостоился  пострижения в монашеский чин с именем Серафим, что в переводе означает «сжигающий,  пламенеющий», а по толкованию Дионисия Ареопагита - «согревающий».  Рукоположенный в иеродиакона, Серафим служил почти каждый день. «Ночи под воскресные и праздничные дни проводил без сна, в молитве. Господь удостоил его благодатных видений во время церковных служб: не раз он видел Ангелов… и однажды удостоился лицезреть Спасителя» (3, с. 258).         Современники так описывают его внешность в эту пору: «Роста он был высокого, сложения мужественного… Лицо имел белое, нос прямой и острый, глаза светло-голубые под густыми бровями, взгляд проницательный, волосы светло-русые…»

Игумен Саровской обители Пахомий, опытный в духовной жизни, не спешил проводить диакона Серафима по ступеням духовного пути: 8 лет он был послушником, 7 лет иеродиаконом, рукоположен в иеромонаха лишь на 34-м году своей жизни. Игумен знал, что созревание  даже и очень одаренной души не сразу достигается, человек не вдруг меняется, но врастает в Божественную жизнь путем долгого и смиренного подвига.

Святой угодник  долгие годы полностью отдавался священнослужению. Но в душе его  зрело  желание безмолвного молитвенного подвига в строгой пустыни. Для всецелого посвящения всех мыслей Богу, уединенной молитвы и отшельничества 20 ноября 1794 г. он удалился  в дальнюю «пустыньку» (маленький деревянный домик в дремучем лесу).  Позади  «пустыньки»    подвижник вскопал  огород, завел пчельник. «В течение недели святой прочитывал Новый Завет, читал святоотеческие и богослужебные книги, выучил наизусть много песнопений и пел их, работая на огороде или в лесу» (5, с. 16).  Дикие звери полюбили старца: не разоряли его огород, не опустошали пчельник. Один медведь даже приходил к святому за ржаным хлебом.

Наш современник Лисовой Н.Н.,  кандидат философских наук,  старший научный сотрудник Института российской истории РАН, так выразил свое понимание завета  преподобного Серафима: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». «…Этот дух изливается из каждого молитвенника и начинает преображать и благоустраивать жизнь окружающую. И не только человека, но и безсловесных тварей: и мишку косолапого,  и зайца,  и лис…То,  что сейчас называется экология. И на этой новой духовной экологии, прежде всего, основан и иной, иноческий способ хозяйствования…»  (6, с. 57).                                   

Отшельничество возвысилось в столпничество. Тысячу дней и ночей, по примеру святых столпников древних времен, преподобный Серафим простоял в молитве на огромном плоском камне, взывая: «Боже, милостив  буди мне грешному». Однажды, когда святой рубил в лесу дрова, на него напали разбойники.  В руках у него был топор, но он опустил его, сложил руки на груди и сказал: «Делайте, что вам надобно». Страдая от рук  разбойников, преп. Серафим  нес мученичество, соблюдая заповедь Христову: «Говорю вам: не противься злому» (Мф. 5.39)  – и помня другое слово Спасителя: «Все взявшие меч – мечом и погибнут»  (Мф. 26.5.2).     Высоту духа Серафима мы видим в этом случае его смертельного избиения. Спасенный Божией Матерью от верной смерти, он от всей души простил своих мучителей. Следующей степенью духовного возрастания отца Серафима стало молчальничество,  которое, по его словам, приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом.

От молчальничества старец восшел к затворничеству. В молчании, затворе, молитве и богомыслии созревала душа преподобного Серафима для главного подвига. «25 ноября 1825 года в сонном видении ему явилась Божия Матерь со святыми дня, повелела выйти из затвора и принимать всех ищущих  наставления и помощи» (3, с. 260).

Последние семь лет жизни   преподобного Серафима были годами старчества – одним смиренным делом любви.   Ежедневно в келье преподобного бывало до 2 тыс. человек и всех посетителей принимал он  с равной любовью и радостью:  «Радость моя! Сокровище мое!».  Современники отмечают ангельскую доброту, простоту, смирение, радостную просветленность старца. Редкий дар слова позволял ему с легкостью и простотой объяснять самое трудное  для понимания. Благодатный старец наставлял, что очень полезно заниматься чтением слова Божия и прочитать всю Библию разумно, за что простятся многие грехи. Его речи, смиренные и простые, согревали сердца, озаряли ум духовной мудростью. Он говорил приходящим к нему людям так необходимые им слова сочувствия и вразумления.

Многих и многих исцелил преподобный Серафим. Освященная его молитвой вода врачевала паралич, экзему, водянку и даже холеру. Исцелял преподобный и одним только прикосновением, дуновением своих уст, ласковым словом. С особой любовью относился старец к исцеленному им от тяжелой болезни Николаю Александровичу Мотовилову, симбирскому помещику, человеку образованному и незаурядному. Именно его впоследствии старец сделал своим собеседником и передал ему откровение о Святом Духе и учение о цели жизни христианской.

В ноябре 1831 г. Н.А. Мотовилов на лесной поляне удостоился получить поучение и наглядное свидетельство о Духе Святом. «…Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия…».

«Ничего не изменилось: заснеженная поляна, пенек, на который он посадил Мотовилова, а сам на корточки перед ним присел.   И вдруг – отверзаются небеса! И вдруг -  Мотовилова пронизывает Фаворский свет, который не жжет, который греет! И преподобный спрашивает: «Как, Ваше Боголюбие, чувствуешь, греет тебя? Греет. – А смотри, снег-то вокруг тебя не тает, - говорит старичок. – Снег-то не тает, значит, это другое тепло, другой свет, чем тот, о котором ты думал»» (6, с.57).

Николай Александрович   Мотовилов  во время беседы видел лицо святого преображённым, сияющим как солнце. Эта беседа о цели христианской жизни, записанная им и изданная в начале ХХ века, явилась одним из драгоценных вкладов в сокровищницу  святоотеческого богомыслия.

Опытно испытал преподобный  Серафим милость Неба: ему двенадцать раз являлась    Божия   Матерь, исцеляла от болезней и с любовью говорила о нем:  «Этот нашего рода».

Последний раз, 14 апреля 1832 года,  Царица Небесная в окружении святых дев: великомучениц Екатерины, Варвары,  Марины, Пелагеи,  Дорофеи, Иулиании, первомученицы Феклы,преподобных  Макрины и Евпраксии, великомученицы и царицы Ирины, мученицы Анисии наяву посетила преп. Серафима, сказав: «Скоро, любимче мой, будешь с нами» (8, с. 383).

В келье у него всегда пылали негасимые им свечи. На все предостережения он говорил всегда: «Пока я жив – пожара не будет, а смерть моя откроется пожаром».     Так и было.

 «Накануне, в воскресенье 1 января 1833 года святой старец в последний раз пришел в любимую  им церковь, обошел все иконы, прикладываясь к каждой и ставя свечи, чего прежде не делал,  причастился святых Христовых тайн. По окончании литургии он простился со всеми молившимися братиями, всех благословил со словами: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь вам венцы готовятся!».

«2 января в 6-м часу утра из кельи старца показался дым. Когда сорвали двери с петель, увидели тлевший холст и преподобного Серафима, стоявшего на коленях на обычном месте молитвы, перед иконою Пречистой Девы «Умиление». Глаза были закрыты, лицо оживлено выражением молитвы и духовной мысли, тело было еще тепло»  (9, с. 872).

 Смерть не смогла остановить ласковую заботу батюшки Серафима. Наоборот, покинув земную оболочку, он стал приходить всюду, где его поминали, звали и просили о помощи.  Имя старца Серафима во все годы XIX в. было связано с извещениями о чудесах исцелений, об укреплении веры и благочестия, о спасении и просвещении страждущих душ.

В 1902 г. комиссией, учрежденной  Святейшим Синодом, было обследовано свыше 100 случаев чудесных исцелений лиц из различных слоев православного русского народа. По результатам  работы комиссии  Святейшим Синодом был представлен Царю Николаю II доклад о признании преподобного Серафима в лике святых. Император собственноручно написал: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».

19 июля 1903 года состоялось торжественное открытие мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца при участии Царской Семьи.

На прославление старца Серафима в Саров собралось около трехсот тысяч человек, среди здоровых людей часто можно было увидеть калек. Кто-то ковылял сам, кого-то везли. Они шли к святому старцу, потому что знали – он поможет.

Прославление сопровождалось множеством чудес:

–вот распрямился и прильнул к маме много лет скорченный сынок;

-у кого-то заговорила немая дочка, отертая платком с мощей  святого;

-еле ковылявшая только что девица отбросила костыли и радовалась, славя святого.

После канонизации преподобного  Серафима по всей России были написаны тысячи и тысячи храмовых икон святого, строились десятки церквей, главные престолы которых были освящены в память Саровского Чудотворца. «Без сомнения, иконы Серафима Саровского начали писать до официальной канонизации 1903 года. В то время существовали его прижизненные портреты, но за основу был взят портрет работы художника Серебрякова, утраченный в годы лихолетий…»    А. И. Буркин (12, с. 47). 

 На портрете надпись: «Портрет преп. отца Серафима, писанный за 5 лет до его блаженной кончины художником Серебряковым» (впоследствии  Саровским иноком).

Всеобщее радостное единство оказалось недолгим. Прошло 14 лет, и страну захлестнула революционная смута. И только в начале 90-х годов XX столетия началось церковное возрождение. Как и предсказывал некогда преподобный Серафим, он лег своими мощами в возрожденном Дивееве, и вновь потекли к нему люди. И, конечно, просили о помощи. И помощь приходила.

Торжества по случаю 180-летия преставления преподобного Серафима Саровского, 2013 год Серафимо - Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь: рака с мощами  и икона преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский – особый русский святой. Он озаряет жизнь людей  и направляет ищущих спасения не только столетия назад, но и нас сегодняшних, наших детей и внуков.  Для всего людского моря  он стал величайшей ценностью и святыней.

Следует отметить, что при проведении этих бесед, аудитория, вне зависимости от возраста, была удивлена и поражена тяжелыми трудами и духовными подвигами старца, с детства отмеченного Божией благодатью, чтобы «стяжать Духа Святого» и выйти на служение людям.

Наша библиотека, названная в честь преп. Серафима Саровского, в своей деятельности как духовно-просветительского информационного центра Всехсвятского прихода использует многообразные формы библиотечной работы, гармонично сочетающиеся в разнообразных мероприятиях. Среди них:

- катехизические и просветительские беседы,

- беседы-размышления и беседы-знакомства,

- слайд - презентации и  часы истории,

- групповые и индивидуальные беседы,

- библиографические обзоры,

- выставки-предложения духовной литературы,

- презентации православных изданий,

- духовные встречи и окормление священником проводимых мероприятий,

- экскурсии-паломничества по Дому Милосердия и храмам Прихода,

- круглые столы,  семинары,

- выездные катехизические занятия,

- праздники и фестивали.

В последние годы библиотека освоила и стала реализовывать  новый для нее вид деятельности – целевые программы, направленные на работу с православной книгой  среди читательских групп различных возрастных категорий, уровня образования, менталитета и степени воцерковления.  Имея общую цель: содействие духовно-нравственному возрастанию личности,  программы   с учетом  особенностей выбранной целевой аудитории имеют разные задачи.

В рамках сотрудничества Белорусской Православной Церкви и Министерства образования, Министерства культуры и Вооружённых сил Республики Беларусь библиотека с 2008 г.  организует и участвует в мероприятиях, направленных на воспитание высоконравственного компетентного  гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную и осознающего ответственность за настоящее и будущее.

       

       

Благодарю сердечно за внимание!                                                                                  

Дриняева Людмила Николаевна, заведующий библиотекой в честь преподобного Серафима Саровского, координатор духовно - информационного центра Всехсвятского прихода в г. Минске