Иконописная мастерская

Иконописная мастерская при Доме Милосердия была создана в 1998 г. В этом году сформировался ее основной состав. Первоначально мастерская располагалась в уютных дощатых домиках. Знаменательно, что во время своего визита ее посетил и освятил святейший патриарх Алексий II.
Когда при Доме Милосердия начала функционировать домовая церковь в честь Иова Многострадального и прилегающий к ней зимний сад, мастерская переселилась на балкон, расположенный по периметру зимнего сада под стеклянным куполом. Она была освящена 14 октября 2000 г. в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Нынешнее расположение мастерской весьма замечательно – почти в храме, под сенью креста. Реальная возможность быть на церковной службе и писать иконы.
Благоустройство мастерской продолжается и до сего дня. В 2012 году частично осуществлен проект оборудования иконописной мастерской новой мебелью. Совместно с иконописцами был спроектирован современный удобный для иконописания рабочий стол. Просторный, многофункциональный.

Стол снабжен поднимающейся столешницей, с помощью специально изготовленного механизма фиксирующейся под углом от 0 до 90о. Также были разработаны две тумбы: приставная, увеличивающая рабочую площадь стола, и подкатная с выдвижными ящиками. Обе тумбочки снабжены ручкой для транспортировки и колесиками. В настоящий момент в иконописной мастерской таким образом оборудовано 6 рабочих мест.


В 2002 г. иконописцы мастерской проходили стажировку в иконописной школе при МДА по приглашению игумена Луки, ее возглавляющего. Это определило дальнейшее развитие мастерской на последующие годы, ее тяготение к древнерусской иконописной традиции. А в 2009 году иконописная мастерская передавала уже свой опыт иконописцам из Бразилии, которые специально для этого приехали в Минск.


В 2004 году иконописная мастерская приняла участие в выставке «Православная иконопись Беларуси XXI века», которая состоялась в Национальном Художественном музее РБ в г. Минске 13.01.2004 – 18.03.2004г., а затем продолжила работу в различных городах Республики - Несвиже, Полоцке, Могилеве, Гомеле, Бобруйске и др. Работы участников были отмечены дипломами. Мастерская также принимала участие в выставке «Рождественская сказка» в Раубичском этнографическом музее в декабре 2005 года, а также в выставке православного искусства в стенах Института Искусствоведения Фольклора и Этнографии АНБ в феврале-марте 2008 года.
Со временем, накопив опыт, мастерская стала принимать учеников, желающих попробовать себя в иконописании. Так, в 2003 году обучалось более 10 человек разных возрастов. Такая возможность стала для многих ступенькой для осознания себя иконописцем или не иконописцем. Несколько человек, получив начальную подготовку, продолжили обучение иконописанию на иконописных отделениях Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, Слонимского Духовного училища, иконописной школы в г. Дубно.


Следует отметить взаимодействие мастерской со смежными творческими специальностями. Так, по эскизам, разработанным в мастерской, создаются уникальные золотошвейные (см. раздел Церковное шитье) изделия – плащаницы, Господские и Богородичные, пелены под иконы, пелены на престол, дьяконские орари, митры. На специальных таблетках (холст, залевкашенный с двух сторон) выполняются миниатюрные «иконостасы» для соломенных (см. раздел Митры из соломки) митр (до 16 образов), изображения ликов святых и небесных сил для швейных изделий, применяемых в богослужениях, писаные средники для плащаниц.


Особый многоценный опыт приобрели иконописцы, когда в 2009-2011 годах иконописная мастерская приняла участие в работе над декоративным убранством фасадов Храма-Памятника в честь Всех Святых. Иконописцами была составлена концепция изображения святых на фасадах храма и  разработан проект мозаичных панно - пояса из 44 фигур святых по всему периметру храма. В течение этого периода было исполнено 44 эскиза (в масштабе 1:10) и 44 картона (в размере) для фасадов, а также эскиз и картон Покрова Богородицы для восточного фасада, по которым мастерами Художественного комбината были выложены мозаичные панно

.
Мастерской было предложено несколько вариантов центрального панно, один из которых был утвержден к исполнению.
Также мастерская принимала участие в некоторых эскизных работах по декоративному убранству Храма. Было исполнено 16 эскизов металлического обрамления  и 5 эскизов витражей для внешних дверей. Был предложен и утвержден эскиз ширмы для залы заседаний приходского совета.

Учитывая небольшие размеры мастерской (и по площади, и по количеству работающих), создание больших иконостасов (см. раздел Иконопись) не является ее спецификой. Тем не менее у иконописцев мастерской есть опыт совместной работы с другими иконописными артелями по разработке и написании иконостасов, а также самостоятельно исполненные два небольших иконостаса. Один из них написан для Свято-Троицкого храма в а.г. Голутвин.  Один из самых больших образов, написанных в мастерской, 120 см высотой, - точный список с иконы свт. Николая из кафедрального Свято-Духова собора г. Минска.

В основном пишутся иконы аналойного размера, домашние иконостасы, венчальные пары, мерные иконы, складни. Трудами иконописцев рождаются образы малоизвестных и новых святых: свт. Власия, прп. Леонида Усть-Недумского, прп. Сергия Шухтомского, мчн. Вита, ап. Андроника и св. Иунии, свт. Николая Алма-Атинского, свт. Иоанна Шанхайского и др. За годы существования мастерской было написано более 300 икон, не считая таблеток для митр (более 100 наборов). География работ весьма обширна. Помимо Беларуси, России, Украины, иконы, написанные в мастерской, находятся в Германии, Австрии, Франции, Испании, на Мальте, в США, в Австралии.