Крестный ход с Локотской иконой «Умиление» вечером 04 октября обошел храмы Всехсвятского прихода. Икону провезли вокруг Минска, чтобы город получил благословение Пресвятой Богородицы перед отбытием ее чудотворного образ на свою вотчину.
Пройти крестных ходом собрались прихожане и пациенты РЦ «Элеос». Людям не хотелось расставаться с той благодатью, которая пребывала с ними в течение трех недель.
Во время пребывания иконы «Умиления» в приходе, нам удалость пообщаться с ее хранительнице Натальей Николаевной.
— Наталья Николаевна, икона много где побывала, в том числе в зарубежных странах. Русский человек отзывчив к чудесам, почитает Божию Матерь, а каким образом попадал чудотворный образ в Европу?
— Сейчас настало такое время, которое можно назвать всемирной проповедью. Несет ее русский православный народ и ближнее бывшее зарубежье. При распаде Советского Союза очень многие уехали за границу. А что там? Европа настолько комфортно живет, и настолько мало стала обращаться к Богу, и нуждаться в нем, что, например, многие праздники становятся просто условными. Я однажды видела Рождество в Милане. Это просто вакханалия. Это сумасшедшие взрывы петард, фейерверки, визги и крики, размазанные гримом люди.
Представить на их месте православного человека, чтобы он так встречал Господа, невозможно. Какая колоссальная разница в ментальности нашего и их народов! Какая огромная разница в понятии о Боге, о нравственности, о радости, о взаимопомощи! С нашей точки зрения Европа сыта, ухожена, вся в цветах, но она пуста, как книжка с красивыми картинками и без текста.
Лет двадцать назад мне тоже хотелось уехать за границу, заработать деньги, лучше жить. Мы были опьянены открытым занавесом, казалось, как там хорошо. Сейчас, мне хочется бежать оттуда. Да, посмотреть Вену великолепно. Очень красивая Прага. Но не более чем посмотреть. Жить надо там, где есть Бог. А Бог есть в России, Беларуси, в части Греции и части Украины, в славянских народах.
Вот и стал понятен промысел Божий о тех, кто эмигрировал. Они уезжали для того, чтобы лучше жить, а стали островками духовности, огоньками, общинками. Они восстанавливают и строят храмы, служат православные литургии, ходят крестными ходами. Они держат Европу. Они так любят Россию. Многие хотят обратно, но в силу обстоятельств не могут вернуться, поэтому свою жизнь воспринимают как служение. И это правда. У многих батюшек мы были, и они говорят, что если бы не украинцы, русские, белорусы и те православные народы, которые приехали к ним, то Европа была бы духовно пуста.
Во-вторых, сколько утерянных имен и забытых могил, сколько эмигрантов, которые были невинно и неправедно оклеветаны. Сейчас по крупицам все собирается, восстанавливается. Люди делают свое дело – служат вере православной.
Дыхание ада приближает к себе Европу. Вот он, Садом, стоит за плечами Европы. Если уже узакониваются однополые браки, и мало того, детей принимают в эти так называемые семьи и насилуют, делают себе подобными.
Православный задыхается в этой атмосфере. Им уже не нужны кафе и рестораны, они уже напились и наелись, им хочется глоточка чистого неба, того Божьего неба, что над их родиной.
У них чудес почти не бывает. И когда они узнают, что вся Россия мироточит, кровоточит, какие являет чудеса, они просят слезно. Они приглашают, за свой счет привозят и размещают. Только бы побыть со святыней, только бы пройти крестным ходом. А люди как плачут. Это как будто из России Матерь Божия пришла к ним. Они и подходят на коленочках, и уходят от иконы на коленях.
Благодать открыта над Святой Русью, она всегда хранима Пресвятой Богородицей, это ее вотчина. Она непобедима никогда и никем.
—И у нас, в Беларуси, пожалуй, такое искреннее благоговения к святыне не часто встретишь.
— Но Беларусь по милости своей Господь хранит. И я думаю даже за корень молитвенного слова Русь, которое сохранило название «Беларусь». Я слышала, как одна бесноватая, перед иконой кричала: «Русь святая для нас заклинание! Русь Святая для нас заклятие!»
Я была потрясена. И я теперь так думаю, что Господь хранит за это слово «Русь». В нем звучит сила молитвы духовных столпов, которые были до наших дней, которые есть и держат Белую Русь. Украина отказалась сама в себе. Им не нужен Московский Патриарх. А у нас ведь общие святые: княгиня Ольга, князь Владимир, Святые Борис и Глеб, Серафим Саровский? Как мы поделим их? Вам палец, а нам нога? Как это возможно? Это уже лукавство, разбой, гиена.
Мы все крещены в купели русской, Святой Руси. Других купелей мы не знаем. Вот и зовут русские за рубежом икону для поддержки, для укрепления.
В Румынии даже храм в честь локотской иконы построили. А во время крестного хода появилась Богородица на небе, все румыны видели. Они и сейчас зовут к себе.
У Божией Матери об иконе свой промысел. Она пройдет столько сколько ей нужно. Обойдет по всем народам, плевела очистит от злаков. Многие останутся в православии до смерти. Многие уйдут в раскол и войну. Мне кажется, что сейчас время разделения. Это не конец, но это уже отбор зерен от плевел. Глядишь на Европу и понимаешь, что дальше уже некуда…
—Наталья Николаевна, как Вы думаете, почему столь глухой поселок Локоть был избран Божией Матерью для чуда?
—Однажды к нам приехала паломница из Москвы с таким же вопросом: «Я хочу вам что-то рассказать», — говорит. —«Может мне ангел подсказал, не знаю. Вот мы едем-едем из Москвы. А тут всё кусты, кусты, кусты… Понятно, закровоточила икона Спасителя Державинская, замироточили иконы в Клину в Подмосковье. Название «клин» тоже можно объяснить, как место указанное. А что ж такое Локоть? Сижу и думаю, молюсь: Господи, подскажи мне. Вдруг автобус на бугорке подпрыгнул, и мое маленькое евангелие упало, и открылось на Откровении Иоанна Богослова. Там было написано: «Локоть – мера равно как ангельская, так и человеческая».
И спрашивает меня паломница, что же это за мера? Я заинтересовалась и стала искать ответ у богословов, но по сей день не нашла.
Есть и другое, обыденное значение слова «локоть», вспоминаем библейскую историю — все строилось в локтях. Ковчег спасения тоже измерялся при постройке локтями.
Славословие или буквословие «локоть» духовно может иметь такой смысл, о котором мы не пока не догадываемся.
И третье. Мой дедушка любил говорить: «Мы живем на царской земле». Жижа по колено, мой сапожок застревал в глине. «Дедушка, какой царь?», — спрашивала я. «Здесь жил царь, который проправил один день, но последний».
И вот прошло тридцать лет, Царя Николая II и его семью прославили в лике святых. К нам в поселок приехали люди из Москвы. И тогда мы узнали, что здесь усадьба Романовых. Здесь ходили их ноги, Жуковский что-то оформлял, Рахманинов приезжал…. Такая история! Целое Царское село здесь было.
Романовская династия началась с Михаила и закончилось Михаилом. А значит, тем царем, который проправил один день. Это были его земли. Брасовские земли – вотчина Михаила Александровича Романова, канонизированного Зарубежной Православной Церковью. Фундамент от усадьбы еще стоит, и местные на память по камушку его разносят.
— Была ли глава Императорского дома Мария Владимировна Романова в Локоти?
— Мария Владимировна еще не была. У Михаила были братья Григорий и Николай, и сестры Ольга и Ксения. В этом году Ольгин правнук приезжал. Он принимал участие в крестном ходу, посвященному великому князю.
Возле усадьбы установлен памятный камень, и теперь каждый год к нему идет крестный ход с иконой «Умиление», на котором обязательно кто-нибудь из царской фамилии присутствует.
Меняется сознание людей, всеобщее локотское. Если кто-то раньше говорил о великом князе Михаиле, кто это? То сейчас люди стараются беречь историю.
Юрий Иванович и я получили от Марии Владимировны награды. С ее подписью, штампами. На свидетельстве написано за сохранение памяти семьи Романовых.
Сейчас в планах построить историко-культурный центр.
— Наталья Ивановна, вы семнадцать лет живете рядом с чудом, поменялось ли Ваше отношение к чуду по сравнению с тем, какое было раньше, и какое есть сейчас?
— Что такое чудо? Если к чуду относится как к изменению состояния, то к нему может поменяться отношение, но чудо можно рассматривать как некое проявление жизни. Чудо – это особая форма жизни. Если оно доброе, как можно поменять к нему свое отношение. Если я знаю, что человек щедрый, то как я про него могу подумать, что он жадный?
Настоящее чудо проявляет только милосердие, оно стремится помочь, поделиться, сострадать, оно направлено только на добро. Ну можно ли поменять отношение?
Я все больше не перестаю удивляться терпению и милосердию. Если я раньше читала в акафисте слова: «И ангелов непрестающее удивление», то всегда думала, чем же Матерь Божия постоянно удивляет ангелов.
Расскажу один случай. Я была очень уставшая, было много паломников, и в тот день отдыхала. И вдруг стук в дверь. Внутри все напряглось: «Не приму» (у нас есть такое благословение, не принимать без договоренности и в случае большой нагрузки). Открываю, стоит раба Божия: «У вас чудотворная икона? Мы приехали с мужем поклониться иконе…» Я в ответ объясняю, что принять не могу. И тут она говорит: «Ну не примите, значит, не примите, я еле уговорила своего пьющего мужа приехать». Эти слова меня обезоружили. Что мне Божия Матерь скажет? Не смогла отказать. Спрашиваю: «Ваш муж-то что-нибудь понимает в вере, он знает, куда он приехал?» «Нет», — говорит. —«Он ничего не понимает, он просто спился. Может чудо его спасет?...»
Я пошла наверх к иконе, а она за мужем. Зажигаю свечу, лампады… И вдруг слышу: «Старая, куда ты меня тащишь? На что мне твои иконы…» И понесло его, даже на Божию Матерь ругаться стал. У меня как внутри все возмутилось. Я невольно подумала: «Архистратиг Михаил, пронзи его язык огненным мечом! Останови его, чтобы Матерь Божия это не слышала, накажи его за богохульство».
Стали читать акафист. И тут раба Божия показывает на икону «Казанскую»: «Там что-то белое течет». Я в нетерпении, что перебивают, поворачиваюсь, смотрю и ахнула – по иконе бежит струя молока. Никогда не было такого: и мироточили иконы, и кровоточили, а молочка не было. И я подумала, что это точно для этого человека.
Он стоит, вонючий и нетрезвый, а для него молочко бежит. Он ничего не понимает, а Божия Матерь дала ему молока. Вот в Греции сколько веков благоговейно хранят сосуд с ваткой молока от Млекопитательницы! Они уехали.
Потом я беседовала с бабушкой Анной, одной знакомой благочестивой женщиной. Я рассказала случай и спросила ее:
— Ты бы хотела, чтобы Матерь Божия тебе молочка принесла?
— Конечно, но я недостойна, — ответила она.
—А он достоен разве?
— И он недостоен.
— Но почему именно на Казанской проявилось чудо? — не унималась я.
— Да там же ребеночек Ее есть. Он же Ей дорог, этот мужик. Ей дорог как ребеночек, за него же Ее Сын распинался!
Меня пронзили ее слова насквозь. Я ведь просила Архангела Михаила наказать его, а Пречистая о нем помолилась.
Проходит года четыре, приезжает та женщина к иконе опять. Спрашиваю, как муж. А она в ответ, что он так ничего не понял, как пил так и пьет. Вот мы люди, Господь милость дает, а мы не принимаем эту доброту. До нас она недосягаема.
Приезжает она снова через пять лет с новостью, что ее супруга постригли в монахи перед смертью. Он умирал монахом! хотя тяжело очень умирал. Вот, Пречистая как молится, она собрала все слезки за этого человека и сама за него заступилась.
Не перестает она удивлять ангелов своим терпением и любовью.
— Есть ли у вас духовник, ведь сложно без руководства решать многие неразрешимые и сложные вопросы, с которыми приходится сталкиваться.
—Епископ Вениамин (Королев) является нашим духовным отцом. А в рудных вопросах он часто говорит, берите бумажные свиточки, пишите, кладите под икону, я приеду и помолюсь. После молитвы всегда на одном из свертков появляется капелька мира.
В заключение скажу, чтобы познакомиться со святым про него нужно хорошо почитать, а чтобы познакомиться с Матерью Божией, нужно узнать Ее жизнь. Вдумчиво, пропустить через себя. Ее сиротство, молитвы, смирение, страдания. И когда Ее узнаешь, то никогда с Ней не расстанешься. Она все житейское понимает и помогает, и молится за живущих на земле.
Екатерина Ефимович